БИОГРАФИЯ

  ТВОРЧЕСТВО

  СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

  КОНЦЕРТЫ

  ФОТОГАЛЕРЕЯ

  ИЗ ПРЕССЫ

  НОТЫ

  КОНТАКТЫ

на главную страницу





 

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ


ТВОРЧЕСТВО

Композитор Михаил Шух

    Медитации и  аллюзии...  Эти два загадочных  слова  чаще  всего  встречаются  в  многочисленных  отзывах  и  публикациях  о  композиторе  Михаиле  Шухе.  В  статье  «В  поисках  гармонии»  из  российского  журнала  «Музыкальная  академия» за 1996 год  №2  есть  такие  строки,  адресованные  его  творчеству:  «Свойство  и  цель  всех  видов  медитации  -  в  возвышении  над  обыденным, в  стремлении  к  Единству,  Цельности,  Гармонии.  Медитативная  музыка  приближает  к  достижению  этой  цели  в  любом  времени,  любой  культуре,  эпохе,  стиле,  индивидуально-авторской  среде». 


 


    Михаил  Шух  постоянно  углубляется  в  себя,  пытается  обрести  внутреннюю  свободу,  постичь  тайны  устройства  мира,  глубинные  законы  красоты  и  гармонии.  Это  уже  стало  образом  жизни,  основой  творческого  кредо. 


 

    Формирование  творческой  индивидуальности  Михаила  Шуха  происходило  в  70-е  годы  во  время  учебы  в  Харьковском  институте  искусств  (  класс  композиции  профессоров  Дмитрия  Клебанова,  позже  Владимира  Золотухина).  То  было  время  триумфа  коммунистической   идеологии,  ее  приоритета  над  творческой  личностью,  когда  оценка  по  предмету  «исторический  материализм»  являлась  едва  ли  не  определяющей  в  характеристике  человека;  когда  молодым  людям  запрещалось  не  только  иметь  собственную  позицию,  но  даже  отпускать  длинные  волосы,  а  музыка  должна  была  обязательно  вписываться  в  общепринятые  рамки  и  обслуживать  воспевание  сомнительных  политических  идеологем.  В  это  самое  время жизнь  и  творческие  поиски  Михаила  Шуха  строились  по  законам  «абсолютного  вопрекизма»:  волосы  ниже  плеч,  по  «марксизму-ленинизму» -  два балла,  а  его  произведения  воспринимались  членами  кафедры  композиции  не  иначе,  как  результат  «тлетворного  влияния  Запада»  и  именовались  «идеологической  диверсией».  Да  и  чего  можно  было  ожидать,  если  в  студенческие  годы  М. Шух  увлекался  музыкой  А. Шенберга,  К. Штокгаузена,  К. Орфа,  К. Пендерецкого, А. Шнитке. 

  • Сегодня  в  творческом  багаже  Михаила  Шуха  -  симфонические,  кантатно-ораториальные,  органные,  хоровые  и  камерно-инструментальные  произведения,  музыка  для  театра  и  кино.  Значительная  часть  его  творчества,  начиная  с  1988  года,  связана  с  традиционными  жанрами  сакральной  музыки: Requiem «Lux aeterna», мессы «И сказал я в сердце моем» и «In excelsis et in terra», "Литургические славословия Иоанна Златоуста", "Откровения блаженного Иеронима", органная месса «Via dolorosa», духовные концерты, хоры «Dies irae», «Stabat Mater», и др. При этом извечные философско-религиозные идеи, лежащие в  основе многих из его сочинений, предстают перед слушателем в своем новом, современном ракурсе, рожденном  видением художника конца ХХ века.  В  настояще  время  самыми  близкими  по  духу  творцами  композитор  считает  Г.Канчели, А.Пярта, А. Кнайфеля, В.Сильвестрова.  Стремление к осмыслению глубинных законов красоты и гармонии - именно в этом композитор видит основу своего творческого кредо.

     

Наверное,  духовная  музыка - для  избранных  слушателей,  людей  определенного  интеллектуального  уровня,  и  именно  они  устраивают  композитору  овации  после  каждого авторского концерта.  Но  тише  -  звучит  «Lacrimosa»,  и  кажется,  что  мелодия  плавно  опускается  к  нам  и  плачет  над  каждым  прохожим,  утешая  нашу  бедную Вселенную. 

Кому-то  из  великих  принадлежит  мысль:  жизнь – Божий  подарок  человеку,  а  то,  что  человек  с  ней  делает - его  подарок  Богу.  В  таком  случае  на  композитора  Михаила  Шуха  Бог  не  может  обижаться... 

Светлана Куралех

фото: репетиция Реквиема "Lux aeterna" в Национальном Доме органной музыки, 2000 год  

 
Hosted by uCoz