БИОГРАФИЯ
ТВОРЧЕСТВО
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
КОНЦЕРТЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ИЗ ПРЕССЫ
НОТЫ
КОНТАКТЫ
|
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
ТВОРЧЕСТВО
Композитор Михаил Шух
Медитации и аллюзии... Эти два загадочных слова
чаще всего встречаются в многочисленных отзывах
и публикациях о композиторе Михаиле Шухе.
В статье «В поисках гармонии» из российского
журнала «Музыкальная академия» за 1996 год №2 есть
такие строки, адресованные его творчеству:
«Свойство и цель всех видов медитации
- в возвышении над обыденным, в стремлении
к Единству, Цельности, Гармонии. Медитативная
музыка приближает к достижению этой цели
в любом времени, любой культуре, эпохе,
стиле, индивидуально-авторской среде».
Михаил
Шух постоянно углубляется в себя, пытается
обрести внутреннюю свободу, постичь тайны
устройства мира, глубинные законы красоты
и гармонии. Это уже стало образом жизни,
основой творческого кредо.
Формирование
творческой индивидуальности Михаила Шуха происходило
в 70-е годы во время учебы в
Харьковском институте искусств ( класс
композиции профессоров Дмитрия Клебанова, позже
Владимира Золотухина). То было время триумфа
коммунистической идеологии, ее приоритета
над творческой личностью, когда оценка по
предмету «исторический материализм» являлась едва ли не определяющей
в характеристике человека; когда молодым людям
запрещалось не только иметь собственную позицию, но даже отпускать
длинные волосы, а музыка должна была обязательно вписываться в
общепринятые рамки и обслуживать воспевание сомнительных политических идеологем.
В это самое время жизнь и творческие поиски
Михаила Шуха строились по законам «абсолютного вопрекизма»:
волосы ниже плеч, по «марксизму-ленинизму» -
два балла, а его произведения воспринимались
членами кафедры композиции не иначе, как результат
«тлетворного влияния Запада» и именовались
«идеологической диверсией». Да и чего можно
было ожидать, если в студенческие годы
М. Шух увлекался музыкой А. Шенберга, К. Штокгаузена,
К. Орфа, К. Пендерецкого, А. Шнитке.
- Сегодня
в творческом багаже Михаила Шуха -
симфонические, кантатно-ораториальные, органные, хоровые
и камерно-инструментальные произведения, музыка
для театра и кино. Значительная часть
его творчества, начиная с 1988 года,
связана с традиционными жанрами сакральной
музыки: Requiem «Lux aeterna», мессы «И сказал я в сердце моем» и «In excelsis
et in terra», "Литургические славословия Иоанна Златоуста", "Откровения блаженного Иеронима", органная месса «Via dolorosa», духовные концерты, хоры «Dies
irae», «Stabat Mater», и др.
При этом извечные философско-религиозные
идеи, лежащие в основе многих из его сочинений, предстают перед слушателем
в своем новом, современном ракурсе, рожденном видением художника
конца ХХ века. В настояще время самыми близкими
по духу творцами композитор считает Г.Канчели,
А.Пярта, А. Кнайфеля, В.Сильвестрова.
Стремление к осмыслению глубинных законов красоты и гармонии - именно в этом композитор видит основу своего творческого кредо.
Наверное,
духовная музыка - для избранных слушателей, людей
определенного интеллектуального уровня, и именно
они устраивают композитору овации после каждого
авторского концерта. Но тише - звучит «Lacrimosa»,
и кажется, что мелодия плавно опускается
к нам и плачет над каждым прохожим,
утешая нашу бедную Вселенную.
Кому-то
из великих принадлежит мысль: жизнь – Божий
подарок человеку, а то, что человек
с ней делает - его подарок Богу. В
таком случае на композитора Михаила Шуха
Бог не может обижаться...
Светлана Куралех
фото: репетиция Реквиема "Lux aeterna" в Национальном Доме органной музыки, 2000 год
|