БИОГРАФИЯ

  ТВОРЧЕСКИЙ ОБЛИК

  СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

  ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

  КОНЦЕРТЫ

  ФОТОГАЛЕРЕЯ

  ИЗ ПРЕССЫ

  НОТЫ

  КОНТАКТЫ

на главную страницу






 

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА
(о Концерте для трех скрипок "Памяти Д.Д.Шостаковича"
композитора Михаила Шуха)


    Михаил Шух представляет поколение композиторов, которое принято считать молодым. За плечами у него около десяти лет творческого труда. В течение этого времени определился ракурс его творческих интересов, вырисовалась определенная позиция. М. Шуха можно отнести к категории интеллектуальных композиторов, тяготеющих к осмыслению явлений бытия сквозь призму собственного "Я". Возможно поэтому, область камерной музыки оказалась ему наиболее близкой.

В рамках камерной музыки композитор не проявляет постоянство в выборе какого-то одного жанра. Не интересуют его и традиционные, апробированные музыкальной практикой камерные составы. В своем выборе М.Шух постоянно идет методом проб, не закрепляя найденные на данной этапе варианты, а опробовав их, ищет все новые и новые, наиболее соответствующие очередным творческим замыслам. Каждое произведение, написанное им стилистически выдержанно в свойственной ему имманентно замкнутой манере, при этом между произведениями зачастую отсутствуют сходные черты, которые обычно позволяют говорить о стилевой цельности того или иного автора. Но в то же время композитор демонстрирует свободное профессиональное владение разнохарактерными (как сложными, так и предельно простыми) стилевыми приемами, истоки которых можно найти в традициях прошлого, равно как и в явлениях современного искусства.

Примерами "полярности" творческих проявлений могут быть такие произведения, как полный экспрессии и глубокого драматизма Концерт для трех скрипок "Памяти Д.Д.Шостаковича" (1975), и легкая, блестящая Сюита-стилизация для квинтета духовых "В один из летних дней" (1984).

М.Шух, как каждый композитор его поколения не прошел мимо влияния своего великого современника Д.Д.Шостаковича. Оно, прежде всего, сказалось в стремлении к конфликтному осмыслению мира, в доминировании философско-интеллектуальной художественной сферы. Не случайно одно из значительных в творческой эволюции М. Шуха произведений носит название Концерт "Памяти Д.Д.Шостаковича".

***
Концерт для трех скрипок "Памяти Д..Д. Шостаковича" был написан Михаилом Шухом в течение двух недель после смерти композитора в августе 1975 года и является данью глубокого уважения автора великому современнику. "Будучи студентом, я буквально боготворил музыку Шостаковича - вспоминает М.Шух.- на его творчество всегда ориентировался. Его смерть была для меня невосполнимой утратой...".

Определение жанра этого произведения как "концерта для трех скрипок" имеет определенную условность. Его можно было бы назвать "камерным концертом" - три инструмента выступают в нем в абсолютно равном значении. О мотивах выбора подобного исполнительского состава автор говорит так: "…Мне услышались именно три скрипки как три голоса, три воспаленных нерва. Я умышленно взял идентичные инструменты, партии которых постоянно "пересекаются" друг с другом в едином тесситурном пространстве. Это создает высокий градус накала и повышенную экспрессивность высказывания. Мне предстояло сконцентрировать в этом пространстве всю эмоциональную энергию, необходимую для воссоздания трех стадий чувств, проходящих через три части концерта. В этом состоял драматургический код всего сочинения".    

«Внутренняя отстраненность, поглощающая внешний импульс событийности, эффект очищения, освобождение от сиюминутного зачаровывают слушателя, вызывают потребность еще и еще раз пережить томительное ожидание первого звука, первого дыхания, рождающейся материи. Творческая инициатива Шуха устремляется по этому пути, навстречу найденной им аудитории. Минуя установленные рубежи жанрового каталога, каждое из произведений композитора, вне зависимости от названия, превращается в отдельный фрагмент бесконечного медитативного тока его творчества.»

Наиболее драматичной и импульсивной в цикле является I часть (Allegro ma non troppo), выражающая, по мнению автора, личную непосредственную реакцию на смерть великого композитора. Эта часть написала в сонатной форме (без разработки). Начинается она фугированной экспозицией исходного тезиса, из которого формируется тема главной партии. Активно заряженная тема проходит последовательно у всех инструментов, то сжимаясь (в партии второй скрипки), то перемещаясь на квинту вверх (в партии третьей скрипки). Она инструментальна по природе, основана на двенадцатизвучной серии и состоит из микроволн, вздымающихся к вершине. Используемый автором полифонический принцип изложения способствует полнозвучности фактуры и создает ощущение экспрессивной спрессованности материала:




Побочная партия (Andante) на короткое время несколько снимает экспрессивное напряжение, переключая слушательское внимание в область сосредоточенных философских раздумий. Инфернальность этой теме придают столь любимые Д.Шостаковичем колючие, тревожно-настороженные реплики pizzicato, ритмическая нестабильность, эскизность мелодического рисунка:



Однако, в целом, в первой части безусловно превалирует страстный и мятущийся образ главной партии. Три сольные скрипичные линии то рассыпаются в своих независимых полифонических странствиях, то вдруг сливаются в единый мощный унисон, то образуют просто невероятную для подобного инструментального состава многоголосную, полную драматизма, гармоническую вертикаль:

 

Кульминация I части смещена на репризу, в которой увеличены масштабы главной партии, а вместе с ними усилена импульсивность развития. Смысловое положение главной партии в репризе настолько довлеет, что под ее влиянием практически разрушается образ побочной партии как целостного явления. В мелодическую канву, завершающую I часть концерта, автор тонко "вплетет" знаковую шостаковичевскую интонацию "d-es-c-h":



Последний краткий всплеск драматизма - и экспрессивность неожиданно снимается, оставляя слушателя один на один с повисшим в воздухе открытым вопросом и ощущением неразрешенности конфликта в борьбе с самим собой. Этот конфликт проецируется на Andante, начальный драматический монолог которого как бы продолжает развитие мысли, заложенной в первой части.

В трехчастной композиции концерта наиболее пространной является II часть (Sostenuto), в центре которой расположена фуга. Эта часть представляется наиболее значительной и по мысли, и по масштабам. Ее основное настроение - светлая скорбь. В беседе с автором статьи композитор так излагает свое видение этого образа: "…Умер Шостакович, но не его музыка. Нам всегда трудно переживать боль утраты... Но есть нечто большее, что остается после ухода художника - благодарная память современников, созданные им произведения; именно эти ценности определяются как непреходящие...".

Начинается II часть драматическим, внутренне напряженным диалогом трех инструментов, сочетающим в себе элементы речитативной музыки эпохи барокко c остро современными интонациями нашего времени:



Развитие музыки идет по пути динамического нарастания с микроволнами внутри, создающими внутреннее сопротивление, доходит до критической точки и распадается, уступая место центральному разделу этой части - фуге. Тема фуги - размеренного речитативного склада, последовательно проводится у всех инструментов:



Музыка обладает скрытой экспрессией, которая обнажается посредством противопоставления строгого канонического изложения и бурного импровизационного развития, разрушающего ее ладотональную устойчивость и делая ее (эту устойчивость) иллюзорной:



Вся вторая часть удивительно едина по мысли, интонационному материалу, целенаправленна по динамике развития. Этому способствует и ее структура, состоящая из пролога, эпилога (на интонационном материале начала) и доминирующего центрального раздела.

Являясь и по масштабам, и по заключенной в ней мысли центральной, II часть Sostenuto обрамляется первой и третьей частями, выполняющими в драматургии целого функции пролога и эпилога.

III часть (Adagio) является логическим эпилогом цикла. В ней сплавлен основной материал предыдущих частей ( метод, близкий квартетам Д.Шостаковича). Музыкальный язык финальной части концерта характеризуется лаконизмом и предельной концентрированностью мысли: медленная поступь начальных засурдиненных аккордов, наслаивающихся по звукам главной темы-серии I части (пр.1), полные одиночества и тоски отголоски побочной партии (пр.2), трогательно парящая на фоне glissando тема фуги из II части (пр.3) - все это создает ощущение необратимости свершившегося:

Пример 1



Пример 2



Пример 3



С раскрытием образно-эмоционального содержания произведения связана инструментовка. Автор демонстрирует умение максимального использования выразительных возможностей каждого инструмента и их ансамблевых сочетаний. Слушая концерт для трех скрипок, нас от первой до последней ноты не покидает ощущение звучания полноценного многоголосного ансамбля, способного в равной степени создавать как насыщенное гармоническое tutti, так и прозрачную, разреженную музыкальную ткань, посредством которой моделируется ирреальность образного содержания. Не менее важна и тонкая дифференциация динамической шкалы, с ее гибкими переходами и неожиданными переключениями. В результате взаимодействия всех составляющих вырисовывается драматургический алгоритм всего произведения, который можно определить как принцип эмоционального "истаивания": от напористого Allegro I части через сдержанный, но полный взрывчатой силы монолог Andante sostenuto II части к трагической, но умиротворенной эпитафии - финальному Adagio.

Таким видится автору, прошедшему в поисках истины сложными путями "pro" и "contra", выход из внутреннего конфликта, лежащего в плоскости философского осмысления вопросов человеческого бытия.

Выбирая тематизм, характер и приемы его развития, автор умело балансирует между сложностью и лаконизмом средств музыкальной выразительности, между насыщением и разрежением образно-эмоционального тонуса, в то же время, ни на мгновенье не отходя от глубокой концентрации мысли на главной художественной идее.

Концерт для трех скрипок "Памяти Д.Д.Шостаковича" - произведение яркое и самобытное. Подобный жанр не имеет аналогов в мировой музыкальной литературе. Михаил Шух принадлежит к тому поколению советских композиторов, которому предстоит воспринять эмоциональный пульс современной эпохи и найти музыкальный адекват его воплощения.

                                       Давид Шейнин,
                                       профессор Донецкой музыкальной академии,
                                      заслуженный артист Украины Донецк,
                                      1990

 
Hosted by uCoz