на главную страницу

...И были тихие небесные флейты...


(о проблемах о современной музыки размышляет композитор Михаил Шух)

… Афиша (скорее, афишка) форматом А-4 среди множества яркой, призывного вида "продукции рекламного искусства" привлекала внимание черно-белой строгостью, обозначенным на ней новым для киевлян именем (засл. деятель искусств Украины, композитор Михаил Шух) в сочетании с ремаркой "к 50-летию со дня рождения", жанровым определением "концерт-медитация", но, пожалуй, в первую очередь - стилизованным графическим знаком двуединства мироздания - Инь-Ян, помещенным крупным планом и, по-видимому, концентрирующим основную идею авторского вечера "И сказал я в сердце моём…" В программе значились произведения духовных жанров. Лет десять назад это могло быть воспринято как дань моде, сегодня композиторская инициатива в данном направлении ассоциируется со стремлением творить собственный "храм Музыки", свою особую медитативно-звуковую реальность. Впечатление от услышанного в холодном зале Национального дома органной и камерной музыки (сегодня его температурный режим сродни тому, в котором работал театр оперетты в блокадном Ленинграде) очень коротко можно выразить словом "откровение". Магия эмоционального воздействия звучавшей музыки была настолько велика, что чувствовалось - физически! - унисонное дыхание зала. Казалось, слушатели охвачены такой силой духовного единения, которая, в нашем понимании, и есть истинная соборность. Каждого из представленных в тот вечер сочинений (медитация для органа "И была ночь, и было утро, и были тихие небесные флейты…", органная месса "Via dolorosa", Хорал, фрагменты мессы "И сказал я в сердце моём…") было достаточно, чтобы души присутствующих открылись навстречу музыке Михаила Шуха. В её проникновенном звучании - и наша историческая память, ощущение причастности к Вечному (в интонационном словаре композитора - стилистические и жанровые модели минувших эпох), и дыхание современности (использование неакадемической стилистики), и взгляд в будущее, в котором - Свет, Добро, Любовь, Красота. Поразило то чувство меры ( читай - Гармонии), которым обладает автор. В каждом сочинении, независимо от масштабов - предельная выверенность композиционной схемы, соотношения динамических зон, длительности звучания; вкрапление жанровых аллюзий способствует повышению коммуникативных свойств музыки. Кажется, М.Шух обладает особым "чувством пути" к сердцам слушателей.

Несколько вопросов, заданных Михаилу после концерта, утвердили меня в мысли о том, что путь этот композитором выбран сознательно.

- Я знаю, что всего месяц назад вы с семьей переехали в Киев - и вот уже готов авторский концерт. Как Вам это удалось?
- Понятно, что за такой короткий срок подготовить на новом месте юбилейный вечер было бы невозможно без верных и талантливых друзей. Фактически этот концерт организовала и провела прекрасный музыкант и большой энтузиаст своего дела, солистка Дома органной и камерной музыки, дипломант международного конкурса, органистка Ольга Дмитренко. Я благодарен случаю, который свел меня с молодой перспективной певицей, лауреатом международного конкурса Ларисой Дедюх, самоотверженно и с полной отдачей репетировавшей с нами в ледяных залах.

- Мне показалось, что Ваша музыка, несмотря на легкость её восприятия, на кажущуюся простоту и доступность - все-таки для подготовленного круга слушателей. Считаете ли Вы свои сочинения сегодня востребованными?
- Во-первых, я рад тому, что круг слушателей моей музыки всё-таки существует, несмотря на её простоту и доступность. Во-вторых, вопрос о востребованности произведения искусства, как правило, лежит в плоскости привязки к определенному месту и конкретному времени. Схема успеха здесь проста: "это нужно всем, здесь и сейчас" - идеально для газеты или рекламы. А вот, скажем, темы с ярлыком "вечно-философских" почти всегда были несколько скучноваты для современников и не вызывали повышенного массового ажиотажа. Людям было нужно или "не это", или " не всем", или "не здесь", или "не сейчас". И если все же для некоего чудака-художника бесперспективность подобной темы вдруг переставала быть очевидной и он обращал к ней весь свой талант и мастерство, - то у его творения появлялся шанс стать востребованным в веках по схеме: "это нужно всем и всегда".

- Речь идет о классиках? В Вашем представлении "классик" - это…
- Интересное рассуждение о классиках я услышал однажды из уст композитора Валентина Сильвестрова; было это лет десять назад на музыкальном семинаре в Ворзеле. Суть "теории" состояла в следующем: людям свойственно думать, что все истинно великое в искусстве было создано до них, что все "ниши" уже давно заполнены могучими фигурами предшественников, и свободных мест для современников просто не осталось. Обидно, но факт - и вроде все смирились. Но тут приходит "некто", и вдруг становится очевидным, что не замеченная никем, одна из ниш до сих пор оставалась свободной, и только сейчас, на наших глазах, она обретает своего героя под растерянный ропот голосов: а мы куда смотрели?.. Для меня весь фокус "попадания в классики" состоит в том, что я абсолютно допускаю вероятность и возможность такого сюжета: два или более человек - каждый своим путем - одновременно подходят к заветной пустующей нише (к сожалению, одноместной). И вот тут только Время может пересчитать в свою "считалочку" пришедших и решить, кому из них надлежит здесь остаться, а кому уйти незамеченным.

- Похоже, Вам удалось открыть для себя законы, по которым развивается современная музыка. Не поделитесь секретами?
- Общие законы, безусловно, существуют. Современная музыка вбирает в себя весь спектр понятий, отражающих взаимодействие мощных, подчас разнонаправленных энергетических потоков, пронизывающих современный мир вокруг и внутри нас. Здесь есть всё: гармония и хаос, медитация, heavy metal и Лондонский симфонический, шоу-индустрия MTV, оперные арии, божественные литургии, "Битлз", музыкальные релаксации с пением птиц, Майкл Джексон и "Ногу свело", элитарные авангардные фестивали - изыски для гурманов, киномузыка, молодежный рэйв, Шенберг и Пендерецкий, джазовые импровизации и музыкальный театр… В каждой из этих областей есть свои безусловные достижения, которые в той или иной степени оказывают своё влияние на нас. Современный художник любого направления (если он, конечно, не зациклен исключительно на себе самом) не может пройти мимо ярких явлений, которые развиваются параллельно с его собственными творческими устремлениями. Они проникают в его "я" и становятся его частью. Таким образом, как я понимаю сегодняшнюю тенденцию, в зоне искусства сейчас происходят мощные интеграционные процессы, формирующие основные направления его развития в новом тысячелетии.

- Почему для программы юбилейного творческого вечера Вами была избрана именно духовная музыка? Считаете ли Вы её "визитной карточкой" своего творчества? Как относитесь к вопросам Веры и какая из религиозных конфессий ближе Вашему мироощущению?
- Вопрос о веровании - один из самых деликатных в силу его абсолютной интимности. Попробую ответить следующим образом. Для меня музыка с некоторых пор перестала быть только видом искусства. Сейчас она видится мне неким тонким инструментом познания Божественного мира, путем к становлению философских и религиозных представлений. Включившись в определенную звуковую ауру, человек получает возможность приблизиться к высшим силам, через медитативное созерцание погрузиться внутрь таких космических категорий, как Гармония, Покой, Свет, Красота, Любовь. Всё это вместе взятое и образует для меня тот самый звучащий Храм, прихожанином которого я и являюсь.

С композитором беседовала кандидат искусствоведения Валентина РЕДЯ

Hosted by uCoz